С незапамятных времен люди знали, что В славянском эпосе ему отведена молитва, медитативные упражнения, психорегуляции — это прежде всего звук. Известно, что Эскулап, греческий врач, нервной системы громкой игрой на трубе Пифагор лечил многие болезни духа, души специальные музыкальные композиции или Гомера и Гесиода. В своем университете пением: утром для того чтобы очистить подходящую дню, вечером пение должно весеннее равноденствие Пифагор собирал стоял один из них, дирижируя хору и Терапевтическая музыка Пифагора Ямвлихом: «И некоторые мелодии были пассивность души, чтобы не теряла она показал в этом себя большим мастером. против ярости и гнева, против которые умеряли желания». Пифагор отдавал столь явное предупреждал своих учеников против флейты и цимбал. Он далее утверждал, иррациональных влияний торжественным аккомпанировать на лире. Пифагор монохорд с одной струной, прикрепленный нижним — к абсолютной материи. Планеты производят определенные звуки, зависимости от величины, быстроты наиболее далекая планета, давал самый — самый высокий. Наиболее принятым между сферой Земли и сферой неподвижных сферы Луны — один тон, от сферы Луны до до Венеры — полтона; от Венеры до один тон; от Марса до Юпитера — полтона; от Сатурна до неподвижных равна 6 тонам октавы! Греческие философы считали, что когда полную гармонию, которая восходит как древние инструменты имели семь струн, человеческого тела и семью планетами. песни семью привычными звуками, звуки. Один из гимнов содержал тонов воздают хвалу Тебе, Великий Бог, другом гимне Божество так описывает всего мира, настроенная на песни Существует предание, что только Пифагор Месопотамии (халдеи) также осознавали, гимн по мере их движения по небу. Шекспир в «Венецианском купце» пишет: не пела бы голосами ангелов». существует, имеет голос и что все Человек не смог удержать в себе эти в иллюзиях материального существования. низменного мира с его ограничениями опять зазвучит, как в Золотой век. Существует народное поверье, что доброе того, кому оно было сказано, и пожелания влекут за собой болезни, цветущего здоровья от слова проклятия, медицина при лечении различных могущество заговорного слова. Вот что пишет А. Афанасьев о рождении как выражение духовных стремлений о силах обоготворенной природы и как отделилось от ежедневного обиходного размером. Священное значение речи, его волю, требовало выражения все народы на первоначальных ступенях звучнее, приятнее говорит уху и легче народа были и первыми его песнопениями, поэтического одушевления, какое природе, и воззрением на нее как на впечатлений ума, и творческою силою пластичных, живописующих образах. От неподдельным духом поэзии, заговоры описанием природы, в них замечается должно сказать и о других произведениях устах поселян. Издревле поэзия поэты были провозвестниками одаренными высшей мудростью, чародеями …Но как вещее слово поэтов (= язык заключало в себе сверхъестественные мантра еще в эпоху Вед переходит в могучее, исполненное неотразимой силой состоянии воспротивиться и отказать. заклятие своими заповедными, творить то же, что творят небесные …С течением времени священные гимны мантры и не столько прославляют и молят заклинают) исполнить желание человека. Вещие жены и знахари позднейшей эпохи, языческой стариною, всю сущность дела и сопутствующих ему обрядов. В наших заклинаниях (= заговорах), должны были подвергнуться в течение различить те любопытные черты, которые были молитвы, обращенные к стихийным некогда молитвенное возношение, и до силы заговора, отчасти оставленная — из заговоры, прежде самого заклинания или обрядовых подробностей, с которыми в священному делу: «Вставала я раба божия в красную светлым-светло), умывалась ключевою белым платом, пошла из дверей в двери, чистом поле охороши-лась, на все четыре «Кланяться», «бить челом» было выражал свою покорность перед богами, к востоку — туда, где восходит солнце, прогоняющее нечистую силу мрака исстари соблюдалось в молитвенных возводятся, как того требуют обычаи, По русскому поверью, испорченные и как с той стороны, откуда восходит могучая, которая может противостоять заговор действует целебно только тогда, ранним утром. Молитвы также возглашались и при месяца и возжении блестящих звезд, при умывались вечерней росой; тем не менее поутру и на восток, ибо с этим временем воскресающем царе вселенной, о благих дарах, ниспосылаемых богами зычным голосом*, и доселе большая часть небу, светилам, зорям, грому, ветрам и Например: «Матушка Зоря Вечерняя, потухаете-поблекаете, так бы и болезни поблекли — денные, ночные и серебряные рожки, златые твои ножки! скорбь, унеси боль под облака. Моя могуча, мне скорби не перенесть, а Поэтические обращения Ярославны к прекрасный пример старинного заклятия. Прибегая к обожествленным светилам и и защиты от всяких бед, древний человек что выражается в заговорах следующими красное солнце, под светел месяц, под стану я раб божий в чистом поле на моего, облаками облачуся, небесами солнце, подпояшусь светлыми зорями, стрелами — от всякого злаго недуга…» В эпоху христианскую эти древнейшие подновляются подстановкой имен святых угодников; в народные заговоры принадлежащих новому вероучению, и представлениями о могучих силах отождествляется с божеством дневного зорею, Илья-пророк, Николай-угодник и Перуна… Когда древние молебные воззвания была признана именно за тем поэтическим выражениями, которые исстари считались священное откровение вещим избранникам, Заговоры обыкновенно заканчиваются — «Слово мое не прейдет вовек!», — тверже камня, лепче клею и серы, крепче булата; что задумано, то как камень-алатырь!», — «Кто заговор превозможет!» или «Тем моим отныне и вовеку!», то есть одна только изгрызть облачную скалу и которая зимним холодом, — сила неба с его превозмочь заговор. Могущество заговорного слова стихиями, вызывать громы, бурю, дожди, бесплодие, умножать богатство, плодить даровать человеку счастье, здоровье, бедствиям, прогонять от хворого болезни раны, останавливать кровь, превращать кратко говоря, слово это может творить благотворные и зловредные влияния всей С некоторыми апокрифическими молитвами силу; таков, например, «Сон утверждали, что тот, кто его читает или благополучии, телесном здравии, начальства будет в милости и людей, в лесу — от зверья и гадов, в оружия; по словам народного стиха: Кто эту молитву знает, Трижды в день потопу, От огня — от пламя, От лихого | звук обладает особой чудотворной силой. мистическая роль. Воинский клич, некоторые чудодейственные приемы лечил радикулит и другие болезни предпочтение струнным инструментам, что семь небес поют вместе, они создают «Такой орбиты, даже малой, нет, которая слово приводит к добру, успеху в делах заговора: «В самую раннюю эпоху слово утратив непосредственную связь с несмотря на искажения, какими они утреннюю зорю (или: раным-рано, вечерней зоре и ночью при восходе стихиям, испрашивая у них даров счастья воззвания к стихийным божествам перешли в заклятия, чародейная сила их безгранично: оно может управлять читает, Спасен бывает: От воды и от |
верное знание его вещих формул; коль
извращены, заклятие не в силах помочь
По глубокому убеждению первобытных
чародейной силою: на этой основе
всех индоевропейских народов, что слово
приветствий (здравиц, то есть пожеланий
«заздравных» кубках) призывает на того,
довольство, крепость тела и успех в
злого пожелания влечет за собою гибель,
есть доброе, благое слово— точно также
По ирландскому поверью, выговоренное
в каждое мгновенье может пасть на того,
скоро формулы эти позабыты или
ни смертным, ни богам.
племен, слово человеческое обладало
возросло верование, живущее доселе у
благословения, доброго пожелания и
здоровья при встрече и на пиру при
кому оно высказывается, счастье,
делах; наоборот, слово проклятия или
болезни и разные беды. Благословение
как проклятие — злое, недоброе слово…
проклятие семь лет носится в воздухе, и
против кого было вымолвлено».